car boys



Хостинг «Джино»

Главная arrow Статьи arrow Экспертов признали лишними
Экспертов признали лишними Печать E-mail
14.04.2008 г.
Cтраховые компании и потерпевшие в ДТП вскоре смогут отказаться от привлечения экспертов для оценки суммы возмещаемого по ОСАГО ущерба. Сами собственники поврежденных автомобилей при этом лишаются возможности выбора оценщика. Не в пользу автовладельцев решен и вопрос учета износа - потерпевшие, скорее всего, смогут получить только часть реальных затрат на ремонт искореженного автомобиля.

Большинство поправок , внесенных в действующие Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, связаны именно с законодательными изменениями. Постановление Правительства России, официально опубликованное 5 апреля, вступит в силу по истечении 10 дней.

Соглашение - всему голова

Внесенные поправки устанавливают следующее: если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества (автомобиля) компания и потерпевший достигли согласия о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой экспертизы (оценки), такая экспертиза может не проводиться. В противном случае (при отсутствии согласия), страховая компания обязана организовать независимую экспертизу, а потерпевший - предоставить свой автомобиль на исследование.

Аналогичная норма предусмотрена Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в действующей с 1 марта этого года редакции. Формально Правительство России лишь уточнило подзаконный акт (правила), которые до сих пор предусматривают обязательное проведение экспертизы вне зависимости от наличия соглашения между страховщиком и владельцем поврежденного в ДТП автомобиля. Но, с другой стороны, поправки не учитывают многих других изменений в законе. Например - срок назначения оценки повреждений: по закону страховщик обязан выдать направление на экспертизу не позднее 5 рабочих дней с даты получения заявления и необходимых документов, если иной срок не согласован с потерпевшим. Только если компания пропустит этот срок, владелец искореженного автомобиля вправе сам выбрать эксперта и представить имущество для оценки, а страховщик обязан будет еще и возместить стоимость ее проведения.

Также закон устанавливает, что договором обязательного страхования могут предусматриваться иные сроки, в течение которых страховщик обязан прибыть для осмотра или организации независимой экспертизы (с учетом территориальных особенностей их проведения в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях). А о каком договоре идет речь? Между клиентом и страховой компанией? Но пока не введена процедура прямого урегулирования убытков, обращаться к страховщику будет не ее клиент, а потерпевший - совершенно посторонний человек. Почему он должен подчиняться договору, которого никогда не подписывал, а до ДТП и в глаза не видел?

Ответы на эти вопросы должны были бы содержать правительственные правила, но в них указанные поправки в закон вообще не отражены, а внесенные еще больше запутывают ситуацию. Например, как страховая компания и потерпевший должны согласовывать срок проведения осмотра? Владельцу автомобиля выгодно настаивать на минимальном - пять дней, так как в случае их пропуска у него возникает возможность выбирать действительно независимого от страховщика эксперта. А компания требует 10 или 15 дней. В какой форме должно быть заключено такое соглашение?

Виртуальная цена

Еще больше запутан вопрос размера возмещаемого ущерба. Согласно действующей с 1 марта редакции федерального закона, к затратам на восстановительный ремонт относятся расходы на необходимые материалы и запасные части. В то же время указывается, что убытки возмещаются в размере "расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая". Аналогичная норма есть и в Правилах, но также с оговоркой: "При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах". Фактически это лишает автовладельцев надежды на получение полной компенсации.

Высшие судебные инстанции неоднозначно оценивали такое "уточнение". Верховный Суд России признал эту норму законной и правильной. "Положение о необходимости учета износа деталей полностью соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ, поскольку позволяет потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключая неосновательное обогащение с его стороны", - в ноябре 2003 года констатировал судья Зелепукин. Логика понятна: после ДТП автовладелец, например, вместо порядком изношенного, помятого и поцарапанного бампера получает новенький, гладенький и блестящий. То есть "обогащается" на сумму разницы между стоимостью нового и мятого. Но ведь автомастерская вряд ли предложит потерпевшему точно такую же поношенную деталь и поставит ее по определенной оценщиками и оплачиваемой страховой компании стоимости. А потому в случае любого ДТП добросовестный участник дорожного движения вынужден оплачивать расходы на обновление своего авто, плюс несет огромные сопутствующие затраты - время и расходы на оформление, поездки к страховщику, эксперту, простой автомобиля и т.д. Их никто ему не возмещает, а значит, нельзя говорить "о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего".

Именно к такому выводу более года назад пришел Высший Арбитражный Суд России, признавший оговорку в правилах противоречащей законодательству. Суд исходил из того, что федеральный закон об ОСАГО "не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда". Это постановление обязательно для всех арбитражных судов, но есть одно но: теперь такая поправка в закон внесена. Вопрос для юридических лиц, которые могут обращаться в арбитражные суды и ссылаться на указанный прецедент, вновь "повис в воздухе".

Не смогут рассчитывать на полную компенсацию и владельцы полностью разбитых машин: в случае полной гибели выплачивается "действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая". То есть эксперт будет определять "рыночную" стоимость Mercedes 70-х годов выпуска - что-нибудь его бывший владелец, возможно, и получит.

P.S.Корреспондент "Фонтанки" тщетно пытается добиться комментария у страховщиков. Они пока лишь разводят руками и советуют дождаться момента вступления закона в силу.

Павел Нетупский

По материалам Фонтанка.ру
 
« Пред.   След. »
Читать CarsNSK.ru в Твиттере
подписывайтесь и получайте высококачественные фото новых автомобилей мира

разместить рекламу

Rambler's Top100